В. О. БЕКМЕМЕТЬЕВ, М. З. ДОСАЕВ, Л. А. КЛИМИНА. (аннотация)

В. О. БЕКМЕМЕТЬЕВ, М. З. ДОСАЕВ, Л. А. КЛИМИНА. Установившиеся режимы движения лодки с кривошипно-шатунным механизмом

УДК 531.36

В. О. БЕКМЕМЕТЬЕВ, М. З. ДОСАЕВ, Л. А. КЛИМИНА. Установившиеся режимы движения лодки с кривошипно-шатунным механизмом (русский) // Динамические системы, 2015. — Том 5(33), №3-4. — С. 169–176.

Рассматривается машущий механизм, конструкция которого основана на применении кривошипно-шатунного механизма с лопастью, прикрепленной к шатуну. Построена математическая модель системы, состоящей из корпуса лодки и установленного на корпусе гребного механизма указанного типа. Система перемещается в сопротивляющейся среде. Для описания воздействия среды на лопасти механизмаиспользуется квазистатическая модель. Движение корпуса лодки предполагается прямолинейным. Установившимся движениям системы соответствуют притягивающие периодические траектории динамических уравнений модели. Проведен параметрический анализ таких траекторий. Результаты сопоставлены с экспериментальными данными, полученными при тестировании лабораторного макета.

Ключевые слова: гребной механизм, установившееся движение, параметрический анализ.

Ил. 5. Библиогр. 4 назв.

MSC 2010: 70K05, 70K40, 70K42

I. I. BEKMEMETIEV, M. Z. DOSAEV, L. KLIMINA. Steady modes of the motion of the boat with a crank mechanism (Russian). Dinamicheskie Sistemy 5(33), no.3-4, 169–176 (2015).

Flapping mechanism is considered. The construction is based on the application of the crank mechanism with the blade attached to the connecting rod. A mathematical model of the system with the mechanism of this type is derived. The system is moving in a resisting medium. The quasi-static model is used to describe the environmental effects on the blades. The movement of the boat assumes straightforward. The steady motions of the system corresponds to attracting periodic orbits of dynamical equations of the model. Parametric analysis of these orbits is presented. Theoretical results are compared with experimental data obtained from the testing of the laboratory model.

Keywords: propeller mechanism, steady motion, parametric analysis.

Fig. 5. Ref. 4.